В России с 15 марта по 1 декабря 2024 года начался эксперимент по маркировке отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке. Распоряжение об этом подписал премьер Михаил Мишустин.
Все товары будут отслеживаться с помощью средств маркировки системы "Честный знак".
Отмечается, что эксперимент поможет сформировать общую модель и порядок маркировки продукции, а также отработать оптимальные технологии нанесения средств идентификации на выбранные товары.
Напомним, создать Единую системы маркировки и прослеживаемости товаров было решено в 2017 году в целях сокращения незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики, безопасности и защиты граждан и проч. К 2020 году система должна включить табачную продукцию, обувь, некоторые категории товаров легкой промышленности, духи и туалетную воду, шины и покрышки, фотокамеры и фотовспышки. К 2024 году система должна охватить широкий перечень потребительских товаров.
Однако, по подсчетам Национального кровельного союза, затраты на внедрение этого механизма для производителей составят до 5,1 млрд руб., а для строительных компаний — не менее 50 млрд руб. Только для производителей трубопроводных систем и полимерных труб, по данным АПТС, цифровая маркировка обойдется в 5-10 млрд руб. в зависимости от оснащения каждого предприятия.
При этом затраты для отрасли в целом могут достигнуть порядка 555,15 млрд руб., включая пересмотр транспортировки продукции, закупку необходимого оборудования, трудовые и временные затраты и прочее.